В нашем мире, в век цифровых технологий и постоянного прогресса, жизнь становится динамичной и требует от нас постоянных перемен в различных областях. Так и в системе образования происходят некоторые изменения к которым мы, педагоги, должны стре
миться и поддерживать.
Главный вопрос данного эссе, который я себе задала —
Как я понимаю и вижу ФГОС ДО в работе логопеда?
Дети, с которыми я провожу свое рабочее время, индивидуальны, им необходима моя поддержка и помощь в развитии речевого компонента. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это, как бы, указание направления, в котором ребенок и учитель-логопед должны двигаться вместе. Это условия развития ребенка, а не его обучения. В наше время дошкольное образование стало первым уровнем образования и основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети, развиваясь в XXI веке, отличаю
тся от нас, поэтому столь необходимо постараться наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогами, ребенка с обществом, которое его окружает. И именно поэтому ФГОС ДО определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Что же дает на Федеральный государственный образовательный стандарт?
ФГОС ДО учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с детей с ОВЗ, а так же возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
ФГОС ДО утверждает основные принципы, которые учитель-логопед должен учитывать в своей работе: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социальным и культурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
ФГОС ДО содержит цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
А так же решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Программа коррекционной работы в логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Комплексное тематическое планирование и проведение занятий — это гарантия хорошего усвоения материала в нужном объеме и удобных временных рамках.
С учетом ФГОС - готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – являются характеристиками деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами возможно, если изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.
Так как же строить учителю-логопеду свою работу с учетом ФГОС ДО?
Я стараюсь строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился, контролировать, планировать и оценивать свои действия, чтобы мог работать в группе и вести диалог с окружающими. В своей работе я стараюсь помочь детям в решении учебно-практических и учебно-познавательных задач. А содержание работы моей работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОНР, на осуществление индивидуальной педагогической помощи с учетом особенностей их психо-физического развития. А также я работаю во взаимосвязи с другими специалистами образовательного учреждения.
Главная цель работы, которую я ставлю перед собой с учетом ФГОС ДО - это развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР. Что же можно сделать, чтобы ее добиться? Во-первых - создать необходимую развивающую образовательную среду. Так же необходимо обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Нужно организовать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО. Учитель-логопед должен работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ. А так же владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе. Необходимо непрерывно повышать уровень своего профессионального мастерства. Постоянно формировать взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе и доброжелательном отношении к ребенку. И, на конец, учитывать и разрабатывать преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
С учетом ФГОС ДО в свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, а так же игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, развития связной речи, формирования слоговой структуры слова, развития фонематического восприятия, а также внимания, памяти и мышления.
Физкультминутки, которые я провожу на занятиях, помогают детям расслабиться и снять напряжение. А еще развивают общую и мелкую моторику.
Нынешним детям наиболее интересны современных информационных технологий, поэтому на занятиях я использую авторские презентации, тренажеры, компьютерные игры и т. п., ведь они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.
Помимо обучающих технологий, я использую в своей работе здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Массаж и самомассаж, использование су-джок массажёров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей.
На последок хотелось бы отметить, что, чтобы процесс введения новых государственных образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. А так же необходимо пересмотреть подход к работе и уже по – новому готовиться к занятию и по – новому проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ. Учителю-логопеду необходимо строить и вести свою работу комплексно, с учетом потребностей тех детей, с которыми он занимается.
© учитель-логопед Мнацаканян Светлана Викторовна
Все материалы сайта могут быть использованы только с обязательной ссылкой на источник: ku-kare-ku.ru