ПРОЕКТ ЗАВЕРШЕН!
С ноября 2015 года в нашей логопедической группе стартовал инновационный долгосрочный проект "Послушные ручки", который направлен на развитие речи детей 5-7 лет с нарушениями речи средствами развития мелкой моторики.
Тему проекта я выбрала не случайно. Работая учителем – логопедом я заметила, что родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило,на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой,карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.
В данном проекте мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей 5-7 лет с нарушениями речи. Подход к развитию мелкой моторики я выбрала комплексный, то есть мы будем тренировать наши ручки в различных видах деятельности по этапам. С проектом можно ознакомиться здесь>>>
С октября по ноябрь 2015 года, прошло анкетирование родителей воспитанников, введение ихв курс нашего проекта.. Анкету можно скачать здесь>>>
А также прошел мониторинг развития мелкой моторики у детей. На просторах интернета есть различные методики обследования моторики, но вот комплексного подхода к данному мероприятию я так и не нашла, поэтому сама составила карту комплексного обследования мелкой моторики детей и теперь опробирую ее. Здесь>>> можно скачать карту. Уважаемые педагоги, если кому-нибудь пригодится моя методическая наработка, поделитесь со мной отзывом))).
Основной этап представлял собой систему работы по формированию мелкой моторики и развитию речи, включающую 6 разделов. Каждый из них длился 3 месяца, в течение которых происходило ознакомление и внедрение в детскую деятельность классических и нетрадиционных форм развития мелкой моторики.
Так в первом разделе я проводила массаж рук детей и помогала освоить им приемы самомассажа, не только ручками, но и дополнительными средствами, например шариками Су-Джок, прищепками, карандашами и так далее. . Во втором разделе мы работали с техникой биоэнергопластики. В третьем разделе происходило развитие мелкой моторики с помощью различных дидактических игр. В четвертом разделе я работала над развитием моторики средствами различных видов творчества. Детям понравилось работать в разных техниках: пластилинография, пальчиковое рисование, рисунки веревочками, плетение из резинок и т.п. Специально для работы в данном разделе был изготовлен стол для песочной терапии. Рисуя на песке мы прорабатывали мелкую моторику, проводили работу по лексическим темам и автоматизации звуков. В пятом разделе, мы с детьми были артистами театра и в итоге показали родителям представление "Красная шапочка" А в шестом – я проводила работу по развитию графомоторных навыков у детей.
Хотелось бы отметить, что работа по проекту велась и с педагогами и с родителями моих воспитанников. Я постоянно проводила различные консультации, семинары – практикумы, акции, мастер-классы, направленные на повышение знаний в области мелкой моторики и ее значении для развития речи. Консультации, семинары и мастер-классы для педагогов можно скачать по этой ссылке>>> Материалы для родителей находятся Здесь>>>
Критерием отслеживания результативности моего проекта являлся мониторинг определения уровня развития мелкой моторики и речи детей в начале, середине и конце проекта. И в итоговых показателях мониторинга можно проследить хорошую динамику развития.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что данный проект, направленный на развитие мелкой моторики, оказал стимулирующее влияние не только на развитие речи, но и на развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, а так же, сформировал их игровую и учебно-практическую деятельность.
ЗДЕСЬ>>> Вы можете ознакомиться с итоговой презентацией по проекту.
© учитель-логопед Мнацаканян Светлана Викторовна
Все материалы сайта могут быть использованы только с обязательной ссылкой на источник: ku-kare-ku.ru